«Формирование элементарных математических представлений у детей второй младшей группы или Первые шаги в математике»

Любая деятельность дает бесценный опыт и формирует у ребенка важные умения: ставить перед собой цель, находить пути ее достижения, умение планировать свою деятельность и реализовывать план, достигать результата, адекватно его оценивать, справляться с возникающими трудностями. В этих условиях целям образования отвечает системно-деятельностный подход, который пробуждает инициативу ребенка, мотивирует его к деятельности, дает возможность ребенку самостоятельно организовать процесс познания, получить наглядный результат своей деятельности, сделать его положительным переживанием и личным достижением.

Предлагаю вашему вниманию опыт работы по организации образовательной ситуации во второй  младшей группе. Технология «Ситуация», разработанная под руководством доктора педагогических наук, профессора Л. Г. Петерсон, используется на занятиях по познавательному развитию (ФЭМП). В основу организации образовательного процесса положен деятельный метод: новое знание не дается детям в готовом виде, а входит в их жизнь как «открытие». То есть мы, педагоги, подводим детей к этим «открытиям», организуя и направляя их через систему развивающих ситуаций, дидактических игр, вопросов и заданий, в процессе которых они экспериментируют, исследуют, выявляют существенные признаки и отношения предметов — делают свои первые «математические открытия». Дети не замечают, что идет обучение: они перемещаются по комнате, работают с игрушками, картинками, кубиками ….

Вся система образовательных ситуаций воспринимается ребенком как естественное продолжение его игровой и практической деятельности. Необходимым условием организации образовательного процесса с детьми является атмосфера доброжелательности, создание для каждого ребенка ситуации успеха.

Особенностью образовательных ситуаций «открытия» нового знания является то, что поставленные образовательные цели реализуются в процессе освоения детьми нового для них содержания. В младшем дошкольном возрасте дети осваивают способ преодоления затруднения  «спрошу у того, кто знает». Образовательная ситуация «открытия» нового знания включает следующие структурные моменты: введение в ситуацию; актуализация знаний и умений; затруднение в ситуации; открытие «нового» знания; включение «нового» знания в систему знаний; осмысление. Рассмотрим подробнее, каким образом реализуются перечисленные структурные моменты ситуации «открытия» нового знания в познавательной деятельности дошкольников второй младшей группы.

1. Введение в ситуацию.

На данном этапе с помощью личностно-значимой беседы, связанной с жизненным опытом детей, мы создаем условия для возникновения у каждого ребенка внутренней потребности включения в деятельность. Дети фиксируют, что они хотят сделать, т.е. «детскую цель».

Тема: Счет до трех.

− Ходили ли вы с родителями в зоопарк?

-Каких зверей вы там видели? Можно ли посетителям кормить зверей? Выслушиваются все ответы детей, после чего воспитатель хвалит детей и рассказывает, что служители зоопарка предлагают детям вместе с ними покормить зверей.

-Хотите вместе со служителями зоопарка покормить обезьян?

-Сможете?

2. Актуализация знаний и умений.

 На данном этапе мы осуществляем организацию деятельности детей, в которой целенаправленно актуализируются знания и опыт дошкольников, необходимые им для «открытия» нового знания, развиваются мыслительные операции. При этом дети воспринимают происходящее как игру и не догадываются о том, что педагог ведет их к «новым» открытиям.

− Ребята, из домика, который находится внутри клетки, вышли пообедать 2 обезьянки. Подвинем к себе двух обезьянок.

— Как вы думаете, чем можно накормить обезьянок?

Воспитатель кладет перед каждым ребенком по 2 изображения банана.

-Сколько бананов принесли обезьянкам? (два)

-Хватит ли каждой обезьянке по банану?

-Поему вы думаете, то хватит? (Потому что обезьянок две, бананов-два. Два и два – поровну.)

Воспитатель рассказывает, то обезьянки не умеют считать и волнуются, хватит ли всем обезьянкам бананов.

-Что нужно сделать для того, чтобы сразу было видно, то обезьянок и бананов поровну? (Надо каждой обезьянке дать по одному банану.)

3. Затруднение в игровой ситуации

На данном этапе мы моделируем такую ситуацию, в которой дети сталкиваются с затруднением. Для достижения своей «детской» цели, ребенку необходимо выполнить некое действие, связанное напрямую с «новым» знанием, которое ему предстоит «открыть», и которое у него пока еще отсутствует. С помощью вопроса «Смогли…?», «Почему не смогли?» мы помогаем осмыслить, что пока ребенок не может, не готов выполнить требуемое действие.

Воспитатель рассказывает, то из домика выла еще одна обезьянка.

-Служитель зоопарка интересуется, сколько стало обезьянок?

Дети начинают пересчитывать предметы хором, дотрагиваясь до каждого  пальчиком и поговаривая «одна» «две».

Возникает затруднение. Некоторые дети ее не владеют счетом до трех.

– Смогли мы сосчитать обезьянок?

– Почему не смогли? (Потому что не знаем, как считать дальше.)

4. Открытие «нового» знания. 

С помощью вопросов «Что нужно делать, если чего-то не знаешь, но очень хочешь узнать?», «Как мы это сможем узнать?» мы побуждаем детей выбрать способ преодоления затруднения — спросить у того, кто знает.

— Кто знает, какое число при счете следует за числом 2?

— Что можно сделать, если чего-то не знаешь, а очень хочешь узнать? (Можно спросить у того, кто знает.) Воспитатель помогает детям сформулировать вопрос, после чего говорит, что при счете после числа «два» идет число «три». Дети вместе с воспитателем считают обезьянок, дотрагиваясь пальчиками до каждой: одна, две, три. После этого обводят всех пересчитанных обезьянок и говорят: «Всего три обезьянки».

-Как получилось три обезьянки? (Было две, пришла еще одна, и их стало три).

-Поровну ли теперь обезьянок и бананов?

-Кого больше? (Обезьянок)

-Как сделать так, чтобы обезьянок и бананов стало поровну? (Надо добавить еще один банан).

Воспитатель кладет на каждый стол по 4 изображения банана. Каждый ребенок отсчитывает по одному и кладет около обезьянки.

-Сколько бананов? (Три)

-Как получилось три банана? (Было два, добавили еще один, стало три.)

-Теперь обезьянок и бананов поровну?

Воспитатель делает вывод: обезьянок — три, бананов — три. Три и три – поровну.

5. Включение «нового» знания в систему знаний. 

На данном этапе мы предлагаем детям различные виды деятельности в рамках игрового сюжета, в которых новое знание, понятие или способ действия используется в измененных условиях. При этом взрослый обращает внимание на умение детей слушать, понимать инструкцию. Применять правило, планировать свою деятельность.

Воспитатель собирает детей около себя и рассказывает, что обезьянки, как маленькие дети, очень любят играть. Их любимая игрушка – мячи.

-Хотите подобрать для обезьянок мячи?

-Сможете?

-Сколько мячей нужно взять для того, чтобы у каждой обезьянки было по одному мячу? (три). Дети подходят к столу, на котором находятся карточки с изображением мячей (карточек, на которых нарисовано 3 мяча, столько же сколько детей, имеются карточки с 2 и 4 мячами). Обезьянки благодарят детей.

6. Осмысление.

 С помощью системы вопросов: «Где были?», «Чем занимались?», «Кому помогли?» мы помогаем детям осмыслить их деятельность и зафиксировать достижение «детской» цели. Далее, с помощью вопросов: «Почему нам это удалось?» подводим детей к тому, что результата они достигли благодаря тому, что они узнали новое, чему-то научились, создаем ситуацию успеха.

-Где мы сегодня побывали?

-Что полезное сделали?

Воспитатель хвалит детей и говорит, что смоли накормить обезьянок, потому что научились считать до трех.

Таким образом, использование рассматриваемой технологии для организации образовательных ситуаций позволяет создать условия для накопления каждым ребенком опыта деятельности и общения в процессе освоения способов познания действительности, что является основой для его умственного и личностного развития, формирования целостной картины мира, готовности к саморазвитию и самореализации на всех этапах своей жизни.